ru en

Розничным инвесторам

Материалы

FAQ

OR GROUP — что это за компания?

OR GROUP основана в 2003 году, имеет штаб-квартиру в Новосибирске и офис в Москве. OR GROUP — это современная торговая платформа, которая включает в себя: маркетплейс westfalika.ru, экосистему сервисов и управляет сетью торговых и сервисных точек под брендом Westfalika. Компания развивает торговую платформу «westfalika.ru» — это реализация товаров собственной торговой марки (СТМ) и партнерских товаров (маркетплейс) в розничной сети и на онлайн площадке westfalika.ru

Какие еще инструменты OR GROUP котируются на бирже?

На текущий момент помимо акций ПАО «ОРГ» (ORUP) на Московской бирже (MOEX) котируются облигационные выпуски на сумму около 5,3 млрд руб. Эмитентом является ООО «ОР», это одна из основных операционных компаний Группы.

Какие основные направления бизнеса развивает OR GROUP?

OR GROUP является многопрофильным холдингом, она занимается розничной торговлей (омниканальные продажи и интернет-торговля), развивает собственный маркетплейс и платформу для поставщиков «Продаем», проект партнерских пунктов выдачи заказов, логистическую инфраструктуру, финансовые сервисы, а также владеет двумя обувными фабриками.

Как сейчас выглядят торговые точки?

Розничные точки Компании развиваются по модели омниканального маркетплейса (интегрирующего несколько направлений в рамках единой концепции). Это универсальные магазины малого формата, которые предлагают широкий ассортимент обуви, одежды, аксессуаров, сопутствующих товаров и товаров повседневного спроса.

Омниканальные продажи, что это? Через какие интернет-площадки OR GROUP реализует свои товары?

В своей стратегии Компания делает ставку на развитие мультиканальной и омниканальной торговли, когда покупателю предлагают совершать покупки с использованием разных каналов и инструментов, при этом переключение с одного канала на другой является «бесшовным» и взаимодействие клиента с брендом компании выходит на первый план. Компания развивает современный розничный формат, который позволяет интегрировать офлайн- и онлайн-каналы продаж. Помимо развития собственного интернет-магазина и маркетплейса, OR GROUP увеличивает объемы сотрудничества со сторонними онлайн-площадками, такими как Wildberries, Ozon и др. Это позволяет Группе увеличивать узнаваемость брендов, входящих в состав OR GROUP, расширять географию представленности и аудиторию потенциальных покупателей.

Что такое маркетплейс и почему он у OR GROUP онлайн и офлайн?

Особенность нашего проекта маркетплейса в том, что он существует и в онлайн-, и в офлайн-формате, то есть это омниканальный маркетплейс. С одной стороны, у нас магазин работает в формате маркетплейса, т.е. у нас разнообразный, гибкий, постоянно обновляющийся ассортимент. При этом у каждого покупателя есть возможность, если он что-то не нашел для себя в торговой точке, тут же сделать заказ в нашем интернет-магазине. С другой стороны, наш магазин выполняет роль мини-склада, пункта самовывоза для нашей онлайн-площадки westfalika.ru. Таким образом, мы развиваем современный розничный формат, который интегрирует и офлайн-, и онлайн-каналы продаж.

Платформа «Продаем», что это такое?

В конце 2019 года Группа объявила об изменении бизнес-модели, компания начала работать с поставщиками по модели маркетплейса и отдала до 50% торговых площадей под товары сторонних поставщиков. Для взаимодействия с партнерами компания запустила платформу «Продаем» (продаем.рф), где поставщики могут в онлайн-режиме управлять движением товаров и получать отчетность. Платформа «Продаем» — это реализация товаров партнеров по модели маркетплейса в розничной сети и на онлайн-площадке westfalika.ru.

Какие преимущества дает платформа «Продаем» партнерам проекта?

Партнеры платформы «Продаем» получают доступ к части торговых площадей OR GROUP, благодаря чему расширяют географию сбыта, повышают узнаваемость бренда, получают новых покупателей и увеличивают продажи. Компания предоставляет партнерам инфраструктуру для организации продаж и уникальные технологии, такие как рассрочка платежа на покупку.

В чем заключается уникальная технология продаж Компании?

Компания использует разные инструменты стимулирования спроса. Одна из таких технологий — это услуга рассрочки платежа на покупку товаров. Сервис работает уже более 10 лет, на текущий момент уже более 1,5 млн покупателей воспользовались данной услугой. Рассрочка — часть программы лояльности компании, кроме того, этот сервис способствует росту продаж. Так, в сезон средний чек покупки в рассрочку в два-три раза больше среднего чека при традиционной оплате.

Зачем OR GROUP данный проект? Что он дает OR GROUP?

OR GROUP получает фиксированную комиссию за выдачу посылок, также ключевым моментом в проекте ПВЗ является увеличение трафика. Услуги, подобные ПВЗ, позволяют генерировать дополнительный трафик в магазины, а также в дальнейшем его монетизировать, переводя клиентов, которые приходят за посылками, в категорию постоянных покупателей компании.

Компания предоставляет финансовые сервисы, что под этим подразумевается?

Компания запустила программу рассрочки платежа на покупку в 2009 году, а сервис денежных займов в 2010 году. Компания считает проекты рассрочки и денежных займов перспективными и планирует их в дальнейшем активно развивать.

Как выглядит описание проекта «Рассрочка»?

"Рассрочка оформляется путем заключения договора купли-продажи товара с предоставлением услуги рассрочки платежа. За оформление услуги по предоставлению рассрочки платежа (оформление документов, внесение информации в базу данных, работа оператора и т.п.) с клиента взимается плата в размере 0-10% от суммы рассрочки. В зависимости от выбранной акции плата либо распределяется равными долями по платежам, либо взимается единовременно. 

Проект стартовал в августе 2009 года и сейчас не имеет аналогов в России по степени автоматизации и масштабности данной услуги."

Как выглядит описание проекта «Денежные займы»?

Проект «Денежные займы» стартовал в OR GROUP в октябре 2010 г. Это выдача займов (денежных средств) на карту на потребительские нужды клиентам OR GROUP, которые имеют положительную кредитную историю в проекте «Рассрочка для физических лиц».

У OR GROUP есть собственное производство?

OR GROUP развивает собственное производство обуви и комплектующих. На сегодняшний день производственное направление компании представлено двумя производственными площадками в Новосибирской области.

Какую обувь Компания производит на собственной фабрике?

OR GROUP изготавливает обувь со всеми основными типами крепления подошвы — клеевым, литьевым и комбинированным. Производство полностью автоматизировано, на предприятиях OR GROUP используется современное оборудование ведущих мировых производителей, таких как Desma, Newlast, Orisol и других. Компания изготавливает обувь под собственными брендами S-TEP, all.go, Pioneer of Arctic Travel, как реализует ее через собственные розничные сети, так и сотрудничает с оптовыми клиентами, работает с корпоративным сектором по производству и поставке спецобуви.

Почему у Компании исторически такие большие запасы? С чем это связано?

Компания не проводит межсезонных и глубоких распродаж, как делают многие другие участники fashion-рынка, поскольку это существенно снижает доходы и маржу компании вследствие продажи товаров на уровень или ниже себестоимости. OR GROUP разработала собственную систему реализации остатков: остатки коллекций прошлых сезонов реализуются через сеть дискаунтеров «Пешеход», которая входит в Группу. Также OR GROUP не несет fashion-рисков (товар остается актуальным ещё несколько лет), поскольку существенную часть коллекций составляют классические модели лаконичного дизайна, а также сопутствующие товары и товары повседневного спроса. Кроме того, большие запасы объясняются особенностями производственного цикла, так как часть товаров выпускается под собственными торговыми марками, а их производственный цикл начинается задолго до старта продаж — примерно за 9-10 месяцев до сезона.

У Компании очень высокий показатель по рентабельности EBITDA, с чем это связано?

Это главным образом обусловлено бизнес-моделью компании. Во-первых, компания, в отличие от большинства конкурентов, отказалась от глубоких распродаж, поскольку они обесценивают бренд, снижают доходность и маржинальность бизнеса. Мы сделали ставку на другие, инновационные инструменты стимулирования спроса, такие как рассрочка платежа на покупку. Кроме того, у нас внедрена особая схема реализация остатков: с 2006 года компания развивает дисконт-сеть «Пешеход», в которой распродает остатки коллекций основных сетей с наценкой 60-80% (базовая наценка основных сетей — более 100%), тогда как конкуренты продают остатки на уровне себестоимости. Во-вторых, существенный вклад в итоговую маржу вносит бизнес по денежным займам, построенный на нашей уникальной клиентской базе покупателей, имеющих положительную историю по программе рассрочки платежа на покупку. Благодаря такому подходу cost of risk по займам Группы существенно ниже, чем средний уровень по микрозаймовому рынку, соответственно, выше рентабельность, в том числе по EBITDA.

Где в отчетности расположена информация о портфеле по рассрочке?

Портфель рассрочки отражен в торговой и прочей дебиторской задолженности, в том числе в расшифровке «Торговая и прочая дебиторская задолженность» присутствует пункт «Торговая и прочая дебиторская задолженность розничный покупателей» — это и есть портфель по рассрочке.

Где в отчетности расположена информация о портфеле по микрозаймам?

Портфель денежных займов в отчетности отражен в «Прочие оборотные финансовые активы», в том числе в расшифровке «Прочие финансовые активы» присутствует пункт «Денежные займы, выданные физическим лицам» — это и есть портфель по денежным займам.

По какой стоимости отражены запасы в отчетности? Вы проводите аудит запасов?

Товары и готовая продукция отражаются в консолидированной финансовой отчетности по МСФО по наименьшей из двух величин: стоимости приобретения и чистой стоимости возможной реализации. Создание резерва под возможное обесценение является ключевым вопросом аудита. Аудит запасов является неотъемлемым и одним из ключевых вопросов при аудите отчётности. Соответственно, EY в рамках обзорной проверки по 1П и в рамках годового аудита регулярно осуществляет данную процедуру.

Почему сумма EBITDA сегментов в отчетности отличается от EBITDA, рассчитанной по методологии, описанной выше?

Корректны обе цифры, сумма «EBITDA сегментов» не равна EBITDA. При расчете EBITDA по сегментам в расходную и доходную части принимаются только те расходы, которые можно отнести непосредственно к определенному сегменту. 

Разница идет на статьи доходов/расходов, не относящиеся непосредственно к определенному сегменту.

С чем связано такое высокое значение дефолтной задолженности ( 540+)? Почему резервируется менее 100% дефолтной задолженности?

Направление денежных займов в OR GROUP органически развивается. Необходимо отметить, что этот бизнес полностью базируется на клиентской базе розницы, с учётом положительной истории транзакций. Таким образом, уже на входе получается ограничить уровень рисков. «NPL 540+» — цифра по объёму таких займов формируется накопительным итогом за несколько лет, это видно по динамике по годам. Данная категория займов не списывается, по ней продолжается работа по возврату. Статистика по возврату таких займов достаточно хорошая. Таким образом, коэффициент резервирования по данному интервалу просроченной задолженности менее 100%. Данная методика резервирования согласована с аудитором. Компания активно автоматизирует данное направление, в том числе за счёт современных IT-решений.

С чем связано более низкое значение показателя Cost of Risk по сравнению с сегментом МФО?

Методология резервирования в части денежных займов является предметом регулярного аудита со стороны EY при подготовке отчёта по МСФО (по году и полугодию). Низкий уровень CoR по сравнению с остальным сегментом МФО в нашем случае обусловлен работой только с повторными клиентами своей розничной сети с положительной историей транзакций.

Какой опыт компания имеет в области предоставления финансовых услуг?

Компания занимается предоставлением финансовых сервисов с 2007 г. Нами накоплен огромный опыт и статистика по данному направлению, сформированы все бизнес-процессы, настроен риск-менеджмент и постоянно совершенствуется скоринг модель и IT-инфраструктура.

Для чего компании нужны финансовые сервисы?

Наличие финансовых сервисов в бизнесе Компании способствует диверсификации и большей устойчивости бизнеса. Они позволяют Компании генерировать EBITDA даже в условиях внешних ограничений. Группа планирует дальше развивать это направление, расширяя клиентскую базу и географию предоставления сервисов, внедряя возможности онлайн-оформления займов.

Учитываются ли товары, принятые на реализацию по платформе "Продаем", в МСФО отчетности?

Большинство товаров в рамках платформы «Продаем» отражаются в запасах и в выручке компании, однако не оказывают влияния на рабочий капитал, так как они формируют так называемые «мягкие запасы» — это товары, которые приняты под реализацию с безусловным возвратом в случае нереализации.

Какая связь между кредиторской задолженностью и платформой "Продаем"?

Большая часть кредиторской задолженности обусловлена активным развитием платформы "Продаем". Здесь отражена наша задолженность партнерам (поставщикам) по платформе. Против этой кредиторской задолженности стоят запасы в балансе, которые приняты на реализацию..

С чем связан существенный рост запасов в период после IPO? Какие прогнозы компания делает относительно запасов?

Рост запасов обусловлен несколькими факторами: на 2017-2020 гг. пришелся активный рост розничной сети, в этот период количество магазинов существенно увеличилось и при этом был закуплен существенный объем запасов для новых магазинов. Однако нужно учитывать, что выход на полную мощность торговой точки составляет до 3-х лет. Сейчас мы не открываем новые магазины, а наращиваем продажи в существующих, тем самым нормализуя размер запасов. Следующий важный фактор — это расширение ассортимента необувных товаров, что влечет за собой определенное пополнение запасов. Также серьезное влияние оказывает развитие маркетплейса с ноября 2019. Здесь товары сторонних поставщиков поступают к нам на реализацию, то есть товары встают к нам на баланс, но при этом компания не финансирует поставку (реализационная модель). В дальнейшем OR GROUP планирует установление на одном уровне твердых запасов, но рост общих запасов будет иметь место, так как в запасах отражаются мягкие запасы — товары, переданные под реализацию поставщиками маркетплейса.

Были ли сведения полезными?